Гуманные вандалы


gumannye-vandalyВ прошлый раз, в статье «Вандалы едут в гости» мы пытались правильно оценить действия этих завоевателей. Сегодня разберём происхождение и глубокий смысл термина «вандализм». В школах СССР мы учили, что ужаснее, злее и тупее вандалов никого не было. Они, якобы, самые жестокие и бескультурные завоеватели. Они бессмысленно уничтожали, грабили, убивали. Поэтому, их именем  названы все жестокости, происходящие на земле.

Мы с вами противники любой жестокости, но подумаем, почему на вандалах-то «свет клином сошелся»? Например, вестготы Алариха в 410 году. Сколько они римлян поубивали, сколько микрорайонов пожгли, сколько сокровищ награбили? Почему жестокость не была названа в их честь? Или получается, что «вестготизм» трудней выговаривать?

  1.  Войско

    Гейзериха без боя зашло Рим в 455 году. В источниках не указывается, что вандалы много убивали и насиловали. Зайдя в открытые ворота, они не стали тупо рубить всех подряд, как монголо-татары в XIII веке. У них цель была другая. Поэтому, по сравнению с другими «вояками», вандалы вели себя вполне гуманно.

  2. Главный повод для визита вандалов, вообще, звучит благородно. Гейзерих вступился за честь обиженной девушки!  Кроме того, он спасал от произвола правителя Петрония всю семью убитого императора Валентиниана III. Конечно, королю вандалов было выгодно спасать императрицу Евдокию. Он делал ее женой своего сына. Фактически сам Гейзерих, после этого, становился правителем и Северной Африки и Рима. Без выгоды на земле жить нельзя.

  3. В статье «Нельзя доводить народ» я писал, как люди ненавидели Рим за жестокость и беззаконие. Многие предметы искусства, которые просто напоминали о Риме, уничтожались. Народу было плевать на красоту, ценность. Просто хотелось стереть из памяти, раздолбить все «римское», такое вечно ненавистное. В этом плане, вандалы ни от кого не отличались. Только, я думаю, разрушали они больше не из ненависти, а из практических соображений.

Представьте, вам король приказал собрать все ценное, чтобы увезти домой, в Карфаген. Идем, видим статую римского патриция из мрамора. Если мы ее затащим в трюм корабля, она займет много места. Потом более ценное не влезет. Да еще и тащить тяжело! Так мы лучше весь трюм завалим золотыми, серебряными монетами, драгоценными камнями. На фига нам эта тонна мрамора? Свалить ее, да посмотреть, как этот патриций разлетится на куски!

Итак, вандалы не были самыми жестокими и тупыми. Они не отличались от других завоевателей ничем. Они даже людей убивали меньше, чем другие. Почему же их именем назвали жестокое уничтожение? Получается следующее.

Во-первых, термин «вандализм» легче выговаривать, чем вестготизм, свевизм,   газдингизм, маркоманизм, кимвризм, по названию других германских племен. 

Во-вторых, от зависти. Все бы хотели разграбить Рим. Но повезло вандалам. Так давайте их имя измажем, будто они самые жестокие и тупые.

В-третьих, из мести. Горожане Рима хотели хоть как-то, отомстить за тот страх, который они пережили, убегая без оглядки.

В-четвертых, чтобы «отмазаться» и хоть как-то оправдаться. Римляне безвольно  бросили столицу, без сопротивления отдали ее врагу. А потом, наговорили кучу страстей про вандалов, чтобы оправдать свои позорные трусливые действия.

В-пятых, «вандализм» — это собирательный термин, намекающий на все германские племена завоевателей. Грабителям Рима — вандалам оказали честь, устроив им дурную славу на века. Похоже, что они сами не были против такой славы.

Продолжение следует.


Добавить комментарий